Профстандарт педагога дошкольного образования
В профстандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования (воспитателю), отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования.
К педагогу дошкольного образования профстандартом предъявляются следующие требования:
Трудовые действия
Участие:
- в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
- в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;
- в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами.
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста.
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
Формирование психологической готовности к школьному обучению.
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
Организация:
- видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметных, познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилом), продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
- конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
- образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Активно использовать недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Необходимые умения:
Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Необходимые знания
Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
Современные тенденции развития дошкольного образования.
Источник: профстандарт педагога
Утверждаю_____________М.Х.Андриянова
Заведующий МКДОУ-детский сад "Березка"
План мероприятий по направлению
«Внедрение профессионального стандарта «Педагог»
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования, воспитатель)
МКДОУ – детский сад «Березка»
№ п/п |
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
Срок исполнения |
Ответственный |
1 |
Изучение приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» на заседаниях заведующего |
Повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности. |
В течение года |
Заведующий |
2 |
Формирование банка локальных нормативно правовых документов ДОУ регламентирующих введение профессионального стандарта «Педагог». |
Соответствие локальных правовых актов трудовому законодательству |
В течение года |
Заведующий |
3 |
Анализ соответствия профессиональных компетенций педагогов ДОУ, требованиям профессионального стандарта «Педагог дошкольного образования» |
Ознакомление педагогических работников под подпись с локальными нормативными актами, регламентирующими социально трудовые отношения в организации, изменениями в ранее изданные нормативные акты |
В течение года |
Заведующий |
4 |
Составление графика повышения квалификации педагогических работников |
Построение эффективной кадровой политики, основывающейся на эффективном контракте. Заключенные эффективные контракты (дополнительные соглашения) с педагогическими работниками |
В течение года |
Заведующий Воспитатели |
5 |
Разработка должностных инструкций в соответствии требованиям профессионального стандарта |
Соответствие трудовому законодательству |
В течение года |
Заведующий |
6 |
Разработка мероприятий, направленных на совершенствование трудовых функций в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог». |
Стимулирование педагогов организаций к эффективной образовательной деятельности, выявление и распространение успешного педагогического опыта. Повышение привлекательности профессии |
В течение года 2016 – 2017 годов |
Заведующий |
7 |
Педагогический совет «Профессиональный стандарт педагога» |
Назначить ответственного за организацию работы по проведению мероприятий в соответствии с планом внедрения профессионального стандарта «Педагог» |
Апрель 2016 |
Заведующий Воспитатели групп |
8 |
Разработка и утверждение (приказом) плана работы образовательной организации по переходу к работе в условиях действия профессионального стандарта |
План работы образовательной организации по переходу к работе в условиях действия профессионального стандарта |
Март 2016 |
Заведующий |
9 |
Рассмотрение вопроса о внедрении профессионального стандарта с педагогическим коллективом: рассмотрение плана образовательной организации по переходу к работе в условиях действия профессионального стандарта; представление результатов повышения профессионального уровня педагогических работников (на основе реализации индивидуальных планов профессионального развития с учетом выявленных профессиональных дефицитов компетенций и реализации дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации) |
Протокол педсовета (методсовета), анализ работы за 2016 год (в том числе мероприятия по улучшению работы образовательной организации) |
Апрель – май 2016 |
Заведующий Воспитатели групп |
10 |
Проведение педагогическими работниками самоанализа профессионального уровня в соответствии с требованиями профессионального стандарта (методические рекомендации на сайте Управления образования в разделе «Кадровое обеспечение») |
Листы самоанализа профессионального уровня в соответствии с требованиями профессионального стандарта |
Март 2016 |
Воспитатели групп |
11 |
Разработка педагогическими работниками индивидуального плана профессионального развития с учетом выявленных профессиональных дефицитов компетенций на основе проведенного самоанализа и самооценки профессиональной деятельности |
Планы педагогических работников по профессиональному развитию с учетом выявленных профессиональных дефицитов компетенций |
Апрель 2016 |
Воспитатели групп |
12 |
Разработка дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников образовательной организации с учетом выявленных в ходе самоанализа профессиональных дефицитов с точки зрения требований профессионального стандарта |
Дифференцированная программа по развитию профессионального уровня педагогов образовательной организации в соответствии с требованиями профессионального стандарта |
Апрель 2016 |
Заведующий Воспитатели групп |
13 |
Проведение мероприятий внутри ДОУ, направленных на повышение профессионального уровня педагогических работников в соответствии с планом профессионального развития (обучающие и тематические семинары, мастер-классы, открытая НОД) |
Повышение профессионального уровня педагогических работников |
Апрель 2016
|
Заведующий Воспитатели групп |
14 |
Участие педагогических работников в районных МО, семинарах и др. мероприятиях в соответствии с дифференцированной программой по развитию профессионального уровня педагогов образовательной организации |
Результаты участия, информация в отчете по самообследованию |
План работы МО |
Заведующий Воспитатели групп |
15 |
Размещение информации по вопросу внедрения профессионального стандарта на сайте МКДОУ – детский сад «Березка» |
Статьи в СМИ, на сайте |
В течение года |
Заведующий
Воспитатели |
Дифференцированная программа развития профессиональной компетентности педагогов